Школьный учебник времен ВОВ

Учебник грамматики. Военный. Волосовский район. Псков.

Для представления о жизни в оккупации гражданского населения надо увидеть ее повседневность: медобслуживание, питание, гигиена, трудоустройство, много всего. Образование - один из критериев того, как вели себя оккупанты по отношению к мирному населению.

Это первая страница учебника грамматики и правописания для вторых классов, по которому учились дети Пскова в 1943 году. Учебник можно скачать.

(Архив 19 МВт) Скачать учебник.

Ожидая, нацистскую пропаганду, был разочарован:

- Отсутствует какая либо идеологическая накачка. Кроме невинной поговорки: "Своя земля - сыта семья, колхозное поле - голодная доля", ничего.

- Учебник по-доброму разъясняет "что такое хорошо и что такое плохо". В теплой, участливой форме.

- Отсутствует какая-либо агрессия.

- Ни на одном рисунке ни свастики, ни призывов, ни искаженных праведным гневом лиц.

- Авторы стихов не указаны. А авторы такие: Иван Крылов (дореволюционный), Константин Бальмонт, Апполон Коринфский (современники, но не борцы с советской властью), Корней Чуковский, Иван Белоусов, Мария Клокова (современники и советские литераторы). Т.е. составители на политические взгляды авторов не ориентировались.

Как позднее стало известно, редакция - члены православной миссии, работавшей в Пскове в годы войны, наши соотечественники. Один из них Михаил Георгиевич Врангель, племянник генерала Петра Николаевича Врангеля.

Чтобы не показаться пристрастным, после освобождения Пскова Красной армией, дедушка, почему-то, сжег учебник математики, а с этого (грамматики) сорвал обложку.

И еще.  Не по теме, но касательно. Однажды, мой товарищ нашел немецкий опознавательный жетон времен войны.

Немецкий солдатский медальон. Волосовский район.

Такой жетон носил на шее каждый немецкий солдат. Это был закон. Крепился к шнурку или цепочке за два верхних отверстия. В случае гибели, жетон переламывался по центральной линии, одна половина оставалась на трупе, вторая забиралась командиром и одевалась за нижнее отверстие, формируя своеобразные бусы из таких же полужетонов, принадлежавших погибшим ранее. Затем они отправлялись в Берлин и служили документом для выплаты пособий семьям. Представляю, с каким чувством надевалось такое "украшение". Поскольку жетон не сломан, можно допустить, что человек остался жив.

Возвращаясь к товарищу. Он проделал все возможное, чтобы вернуть жетон, если не владельцу, то семье. В Германии есть специальные службы, которые этим занимаются. Но поступают крайне осторожно, поскольку развелось множество проходимцев желающих нажиться на уважении людей к памяти своих павших. В результате, официальный ответ все же был получен. В нем сообщалось, что солдатом был утерян этот жетон и взамен он получил новый, а этот можете оставить себе. Вероятность, что именно так и было высокая. Жетоны терялись часто. Война.

Воспоминания о войне и мире.