В составе Российской империи. Ингерманлания. Ямбургский уезд

 Линейный корабль ИнгерманландНачиная с 1721 года, с окончанием Северной войны,  земли переходят к России. Именем "Ингерманланд" Петр I назвал линейный корабль, спущенный на воду в 1715 году с верфи Санкт-Петербургского адмиралтейства и ставший флагманом молодого русского флота.

В период с 18-го по 20-й век территория района относится к Ямбургскому уезду Санкт-Петербургской губернии (Ямбург, точнее Ям - родное название города Кингисепп, а уезд почти соответствует площади Ингрии). С 1708 года - владения князя Меньшикова. После его опалы край переходит в государственную казну.

В дальнейшем отдельные земли получает в награду или приобретает российское дворянство. Среди помещиков преобладают выходцы из прибалтийской знати. Эти фамилии верно служили России столетиями и составили ее славу: Веймарны, Корфы, Врангели, Блоки, Унгерны, Рерихи, Довре, Велио, Тизенгаузены, Эссены.
Выбор территории, вероятно, объясняется близостью к прибалтийским родственникам. И район, в просторечии,  получает наименование "остзейского уезда".
Но не только они: в Беседе имение князей Оболенских, в Елизаветино дворец княгини Трубецкойв Кемполово имение Данзасов. И множество помещиков с русскими фамилиями. Как правило, поместья представляли собой заботливо ухоженные парковые ансамбли с красивыми и прочными каменными усадьбами-дворцами с булыжными стенами и ухоженными рукотворными прудами.
Вот как вспоминает о своем детстве в Терпилицах Николай Егорович Врангель (отец генерала П.Н. Врангеля) :
"Обследовав в доме каждый уголок, который и так нам был известен до мелочей, мы бежим в сад, наполненный цветами. Мы гуляем в обширном парке, с захватывающим дыхание ужасом забираемся в глубину парка, где растут столетние сосны и ели и где сейчас, наверно, живут медведи и волки, мы бегаем и играем в мягкой траве, лазаем на деревья, залезаем в оранжереи, где так много сочных персиков и слив." ( событие ~ 1855 года).
К нашему времени от тех усадеб остались лишь жалкие развалины, но примером типажа может служить лютеранская церковь в Губаницах.
К сожалению, примеров персиков в оранжереях найти не удалось.

 Губаницы. Лютеранская кирха

Губаницкая лютеранская кирха после революции была закрыта. Использовалась для разных хознужд, от зернохранилища до конюшни. В 1964 году, в рамках Хрущевской компании борьбы с религией, исполнители на местах спохватились, что церковь хоть и закрыта, а крест на месте. Непорядок. Я был свидетелем как его сбрасывали.
Наше время.  Идем с дочкой и внуками.
Рассказываю дочке:
- Пригнали здоровенный гусеничный трактор. Стальным канатом зацепили крест и тащат. Крест не поддается. Трактор дергал-дергал, тужился-пружился. Наконец, закопался гусиницами по кабину. Чуть не обкакался.
Пригнали еще один. Долго дергали двумя, ошалело. Сорвали, к своему удивлению.
Так это было.
И тут, семилетний внук спрашивает:
- Дедуля, зачем ты сказал "трактор обкакался" ?

   

В деревне Чикровицы, на Таллинском шоссе стоит чугунный памятный столб, удивляющий архаичностью и инородностью по отношению к окружающему.

Памятник Н.Н.Демидову в Чирковицах Волосовского района


    На памятнике надпись:
"Николаю Никитичу Демидову  родившемуся в Чирковицах 9 ноября 1773 скончавшемуся в Флоренции 24 апреля 1828 года. Признательные Дети".
    История такая. Возвращался из заграничного путешествия  Никита Акинфьевич Демидов с супругой , внук легендарного Никиты Демидова, отправленного Петром I на Урал  поднимать чугунолитейное производство. Супруге приходит время рожать, а до Санкт-Петербурга еще 80 верст. В результате на почтовой станции в Чирковицах появляется на свет Николай Никитич Демидов, наследник миллионов, в дальнейшем видный государственный деятель, тайный советник и меценат.
    Через 10 лет после его смерти благодарные потомки установят на месте  рождения этот памятник, построят кирпичную церковь и сельскую школу.
    Каким мистическим образом сохранился памятник? Могучие каменные стены храма и школы превращены в руины. Сколько удивленных взглядов касались его за 200 лет, без малого? Невозможно было проехать без остановки на почтовой станции по Ревельскому тракту, невольно не обратясь к памятнику. Каким образом не переплавили его ни большевики, ни немцы, окупировавшие область в отечественную, ни колхозные активисты, ни пионеры-сборщики металлолома?
    Почтовые станции были построены через каждые 40 верст для смены лошадей и отдыха путешественников, взамен шведских.
    Постоялые дворы на Ревельском (Таллинском) тракте: Кипень - Каськово - Чирковиц - Ополье - Ямбург (Кингиссеп). Это  прототипы современных аэродромов.
   События Пушкинского "Станционный смотритель" происходят в Выре, якобы. Это рядом. Но почтовый тракт на Киев строился после, и на опыте тракта на Ревель.
    Архитектор станций - Луиджи Руска, один из основных исполнителей дворцовых построек Санкт-Петербурга и пригородных дворцов 18-19 веков.

Почтовая станция в Чирковицах

Н.Н.Демидов

 

    В 1870 году через территорию района прошла одна из первых русских железных дорог - БАЛТИЙСКАЯ ДОРОГА.
    В 1851  году открыто движение по Николаевской железной дороге (Санкт-Петербург - Москва).
      "Прямо дороженька: насыпи узкие,
      Столбики, рельсы, мосты.
      А по бокам-то всё косточки русские...
      Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты "
    В 1853 году указом императора Николая I начинается строительство дороги Санкт-Петербург - Варшава, через Гатчину.
    В 1860 году императором Александром II утверждается концессия на строительство Балтийской дороги. Она связала Санкт-Петербург с "Балтийским портом" (ныне Палдиски в Эстонии) через Гатчину,  Нарву и Ревель (Таллин).
    Если прав Некрасов, тут тоже косточки по бокам.
    Станции и железнодорожные здания строились по единому типажу: коричнево-красные с белой оторочкой. Например, станции Войсковицы и Вруда. Еще в 90-х годах они функционировали по прямому назначению в любое время года. Выглядели они "тепло". На смену пришли железобетонные платформы в стиле "техно", без вокзалов и сантиментов.

 Вокзал станции Вруда

Как  типаж архитектуры XIX века, станция Вруда была замечена современными художниками и выбрана  для сцены гибели АННЫ КАРЕНИНОЙ в современном фильме.
    Из воспоминаний местных жителей, буквально в каждом деревенском доме квартировали дачники. И до, и после войны. Какое объяснение такому выбора места для летнего отдыха в местах не самых дачных, по нашим представлениям? А такое, что не было электричек на Карельский перешеек. Железная дорога была ценимым средством передвижения. Ну, и молоко-сметана для рахитичных ленинградских детей тут традиционно были в достатке.
    Из исторических персонажей, проезжавших дорогой, уместно вспомнить Павла Дыбенко с революционно настроенными матросами, которые бежали от наступающих немцев в феврале 1918 года от Нарвы в Гатчину и далее в Самару. Им мы обязаны выходным днем 23 февраля.
    В настоящее время, в связи с активным строительством порта Усть-Луга, электрифицируется участок дороги от Гатчины до Веймарна и далее к порту. Неужели дорога вдохнет вторую жизнь после 1870 года?
---------------------------------------------------
Не вдохнула.
С момента написания прошло 15 лет. 
Появилась электрофицированная линия. Появился второй путь. Мчатся бочки с нефтью. Мчатся контейнеры с углем.
Нет поездов для людей, чтобы жить "на линии", работать " в портах".

-------------------------------------------------

Дворец князей Трубецких в Елизаветино

Имение баронов Данзасов в Кемполово

Дворец баронов Врангелей в Торосово

Имение баронов Корфов в Раскулицах

Дом семьи Бориса Вильде в Ястребино

Имение семьи Рерихов в Изваре

Церковь Святой Ирины в Волгово

Балтийская железная дорога

Гибель Анны Карениной на станции Вруда